Назад

Тема урока: Закон Ома

Цели урока:

1)    познакомить учащихся с законом Ома, обучать применению этого закона на практике и при решении задач, познакомить с понятием «короткое замыкание»;

2)    развивать умения и навыки работы с электрическими приборами;

3)    воспитывать аккуратность, дисциплину; повышать интерес учащихся к предмету.

Оборудование: источник питания, ключ, амперметр, вольтметр, резистор, рычажный реостат, соединительные провода, плакат «Закон Ома», карточки с тестовыми вопросами, бланки для ответов на вопросы теста.

Ход урока.

I.                  Организационный момент

II.               Проверка домашнего задания

Учитель: для проверки домашнего задания проведем тестовую работу.

Учащимся раздаются тестовые вопросы:

Вариант 1.

  1. Что называют электрическим током?
    а) движение электронов по проводнику
    б) Упорядоченное движение электронов по проводнику
    в) движение электрических зарядов по проводнику
    г) упорядоченное движение электрических зарядов по проводнику

2.              Каким символом обозначают электрическое  напряжение?
а) I;  б) R;  в) U;  г) S;

3.              Каким прибором измеряется сила тока?
а) амперметром; б) вольтметром; в) динамометром; г) реостатом

4.              Каким символом обозначается в цепи резистор?
а)                                           б)
в)                                           г)

5.              В чем измеряется сопротивление?
а) в вольтах; б) в омах; в) в амперах; г) в кулонах.

6.              Чему равно сопротивление проводника длиной 5метров, площадью поперечного сечения 1мм2 и удельным сопротивлением 1 Ом*мм2/м.
а) 7 Ом; б) 3 Ом; в) 5 Ом; г) 0,2 Ом

Вариант 2.

  1. Электрическим сопротивлением называют физическую величину…
    а) характеризующую противодействие, оказываемое проводником электрическому току.
    б) показывающую, какую работу совершает на данном участке ток при перемещении по нему заряда 1Кл.
    в) показывающую, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за 1с.

2.                 Каким символом обозначают силу тока?
а) F; б) U; в) I; г) R

3.                 Каким прибором измеряется напряжение?
а) амперметром; б) вольтметром; в) динамометром; г) реостатом

4.                 Каким символом обозначается в цепи реостат?
а)                                           б)
в)                                           г)

5.                 В чем измеряется сила тока?
а) в амперах; б) в омах; в) в вольтах; г) в кулонах.

  1. Чему равно сопротивление проводника длиной 1 метр, площадью поперечного сечения 0,5 мм2 и удельным сопротивлением
    1 Ом*мм2/м.
    а) 2,5 Ом; б) 1,5 Ом; в) 0,5 Ом; г) 2 Ом

Свои ответы учащиеся записывают на специальные карточки (перфокарты)

Фамилия:                                    

Вариант:

 

1

2

3

4

5

6

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

Накладывая трафарет с прорезями, можно сразу узнать сколько и какие задания выполнены верно. Тест оценивается сразу после его выполнения. Учитель обращает внимание учеников на допущенные ошибки.

III.           Изучение нового материала

Учитель: на прошлом уроке, работая с реостатом, мы выяснили, что сила тока, напряжение и сопротивление связаны друг с другом. Сегодня нашей задачей будет выяснить  каким образом они связаны. Ответить на этот вопрос нам поможет «Закон Ома». Тема сегодняшнего урока – Закон Ома.

Учащиеся записывают в тетрадях тему урока.

Учитель: цель урока – выявление и изучение  закономерностей в электрических цепях. Первым, кто глубоко и тщательно изучал явления в электрических цепях, был немецкий ученый Георг Симон Ом. Давайте поставим себя на место Ома и попробуем повторить его путь. Для этого нам необходимо провести 2 эксперимента.

1.      Эксперимент первый.

Собрана электрическая цепь по схеме  . Схема изображена на плакате. Учащиеся строят эту схему в тетрадях.

Также на доске строится таблица, в которую один из учеников будет за писывать данные.

U, в

I, А

   

 Будем измерять силу тока и напряжение, а сопротивление оставим постоянным.

Учащиеся проводят измерения и заносят данные в таблицу.

U, в

I, А

1

2

3

4

0,25

0,5

0,75

1

Учитель:  что произойдет, если напряжение увеличить в 2 раза? Что произойдет с силой тока?

Ученик: сила тока тоже увеличится в 2 раза.

Учитель:  что произойдет, если напряжение увеличить в 4 раза?

Ученик: сила тока тоже увеличится в 4 раза.

Учитель: какой можно сделать вывод о зависимости силы тока и напряжение?

Ученик: если напряжение увеличивается, то сила тока тоже увеличивается и т.п.

Учитель обращает внимание учащихся на более точную формулировку приведенную в учебнике на стр. 38.

2. Эксперимент второй.

   Собирается цепь по схеме. Теперь постоянным остается напряжение. Изменяется сопротивление и снимают показания с амперметра.

Учащиеся заполняют таблицу

R, Ом

I, А

8

4

2

1

0,2

0,35

0,65

1

Учитель:  как изменялось сопротивление увеличивалось или уменьшалось?

Ученик:   уменьшалось.

Учитель: какой вывод можно сделать исходя из данного опыта?

Ученик: с уменьшением сопротивления сила тока в цепи увеличивается.

Учитель обращает внимание учащихся на более точную формулировку приведенную в учебнике на стр. 40.

Объединяя два полученных вывода, получаем закон Ома. Вывешивается плакат «Закон Ома».

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: одним из примеров выполнения закона Ома является короткое замыкание.

Учащиеся: (записывают в тетрадях определение короткого замыкания) коротким замыканием называется соединение 2-х точек электрической цепи коротким проводником, обладающим очень малым сопротивлением.

Учащиеся рассматривают рис. 40 учебника и выясняют, как избежать короткого замыкания и какие действия запрещено выполнять с электрооборудованием.

Для того чтобы оценить значение силы тока в цепи при коротком замыкании, учащимся предлагается задача (один из учеников решает у доски):

В нашей сети напряжение равно 200В. Вычислить силу тока в трех случаях:
а) при работе электрической лампочки сопротивлением 880 Ом;
б) при работе электрической плитки сопротивлением 88 Ом;
в) при коротком замыкании проводником 1 Ом.  

Резерв:

Решить задачи:

1.     В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом. Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 10 А.

2.     Реостат изготовлен из никелиновой проволоки длиной 50м и площадью поперечного сечения 1 мм2. напряжение на его зажимах 45 В. Определите силу тока, проходящего через реостат.

IV.            Подведение итогов.

1.

       Как читается закон Ома? Как он установлен?

       Что такое короткое замыкание? Чем оно опасно?

2. Выставление оценок.

V.               Домашнее задание.

§14, Задачи: 50, 52, 53.

Урок окончен.
Сайт управляется системой uCoz