Назад

Икона Божией Матери.

Тот, кто видит в иконе только доску и краски,

Тот почти ничего не видит.

Кто видит в иконе красоту,

Тот видит много, но еще не все.

Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность,

Тот подошел к главному в ней.

Через икону нам дано явление той благодатной силы,

которая некогда спасла Россию.

 

О. Александр Киселев « Чудотворные

иконы Божией Матери в русской истории».

 

Ход урока.

Учитель:                            Чудесный лик, задумчиво- печальный,

Извечный образ- любящая мать,

В объятиях Младенец, Безначальный,

И тишина…Покой и благодать.

В очах прекрасных чудится тревога…

Как трудно Сына в жертву принести!

Но воля матери покорна Воле Бога,

Чтоб мир наш погибающий спасти.

Для сердца Матери какое испытанье!..

Но все сбылось – прошло уж сотни лет,

Сияньем искупительных страданий

С иконы льется Благодатный Свет.

Над миром, как надежда и спасенье

Всем прибегающим,- Любовь и  Благодать

Склоняется молитвенною сенью

Заступница  усердная и Мать.

Придите все под эту сень святую –

Здесь тихое пристанище от бед,

Найдете здесь вы истину простую

И всем недоумениям ответ.

Икону Бог почтил чудотвореньем.

Кто так сказал – икон не почитать?!

И можно ли в Святом изображенье

Евангельской любви не замечать.

Любимая, Святая Голубица,

Ты наша сострадательная Мать,

Молись за нас, Державная Царица,

Чтоб нам великих бедствий избежать.

Родившая Великого Мессию,

Молитвой Матери Ты Сына упроси,

Скорбящую и славную Россию

И наш народ от гибели спаси.

С иконы льется благодать, как дождик,

Смотрю на чудный Образ вновь и вновь…

Не кисть держал в руке художник,

А чистую молитву и любовь.

                                                Александр Звонарь

Итак, вы, наверное, поняли, что речь пойдет об иконах Божией Матери – покровительнице земли русской. Настало время отчетов. Вашему вниманию предлагаются как индивидуальные, так и групповые исследовательские работы.

 

1 группа: « Иконописцы».

Завьялова Кристина: В прошлом году мы дважды посетили Задонский мужской и женский монастыри. Отец Варсануфий провел экскурсию, мы получили массу новых знаний и впечатлений. Во время службы в храме мы обратили внимание на людей, подходящих к иконе Божией Матери. В этом году мы ездили в г. Новохоперск, в Воскресенский храм ,и поняли, что только на первый взгляд иконы Божией Матери одинаковы, они различны не только по написанию, главным образом они отличаются своей историей и предназначением. Нас это заинтересовало, и мы решили провести исследовательскую работу, попытались узнать как можно больше об иконе Божией Матери.

Вот что у нас получилось.

По словарю Ожегова мы выяснили, что ИКОНА – это греческое слово. Изображение священное и имеет молитвенное предназначение для общения с Богом.

Для написания икон существует 182 правила.

Но сегодня мы вам расскажем только об иконе Божией Матери.

Икона Божией Матери делится на три вида:

1.     ЕЛЕУСА (греч.) – УМИЛЕНИЕ . Для таких икон характерно то, что Богородица и младенец соприкасаются ликами. Одна рука Господа находится на святке, а другая благословляет.

2.     ОДИГИТРИЯ (греч.) – ПУТЕВАДИТЕЛЬНИЦА. Лики Богородицы и младенца не прикасаются. Рука Божией Матери указывает на Христа, показывая, что путь к спасению души идет через Христа.

3.     ОРАНТА ( греч.) – МОЛЯЩАЯСЯ. Божия Матерь изображается в полный рост. Руки обращены к небу. Возле образа изображены эпизоды праздников.

 

Седых Екатерина: Иконопись пришла в Россию из Византии, уже сложившимся по своему духовному содержанию и художественному письму искусством. Раньше почти все иконописцы были монахами и всегда приступали к работе с постом и молитвой, относясь к ней с благоговением и трепетом. В 1551 г. на Стоглавом Соборе в Москве иконописцы предписывалось быть « смиренным, кротким, благочестивой жизни».

Обычно икона пишется на дереве – на липовой или кипарисной доске. Бывают так называемые иконы-складки, они вырабатываются на металле и украшаются эмалью. В старину краски растирались на воде или квасе, с добавлением яичного желтка.

Написание икон – это сложный, трудоемкий процесс, требующий большого умения. Иконы не подписываются авторами, поскольку написаны они во славу Божию. Надпись на иконе Божией Матери такая.

 

Многие из лучших иконописцев были причислены к лику святых.

Изображение на иконе не должно быть телесно красивыми, чтобы не обольщаться. Пропорции лица, фигур вытянуты – это духовное стремление святых между мирами.

Одежда имеет складки, они упорядочены, гармонично указывают на то, что материя обожествлена. Одежда Божией Матери, состоящая из накидки (омофорий ), туники чепца, имеет оттенки красного цвета. На руках поручни- манжеты.

Цвет имеет символическое значение:

 золото, охре (желтый)- свет;

 красный- мученический, царственное достоинство;

 синий, зеленый- духовная сущность.

Нимбы вокруг головы указывают на свет идущий от святого.

 Лики и позы изображены спокойные, в фас.

И если присмотреться к образу, то можно увидеть, что не мы взираем на икону, а икона взирает на нас.

 

Учитель: Ребята, мы услышали с вами информацию об иконописи, о нормах и правилах написания икон. Мы узнали, что икона Божией Матери делится  на три вида. Но кто она- Божия Матерь? А ответит на вопрос наш классный летописец – Портянников Сергей.

 

Портянников Сергей: Чтобы ответить на этот вопрос мне пришлось обратиться к Библии, именно она может дать ответ на все вопросы.

В городе Назарете  жили благочестивые Иоаким и его жена Анна. Были они небогаты, но происходили из древнего и знатного рода. Иоаким был потомком царя Давида, признанного избранником Божием. Иоаким и Анна были известны не только происхождением, но и большой любовью к людям, к которым они были добры и милосердны. Дожив до старости, они не нажили детей, что очень их огорчало. Поэтому они неустанно просили Бога, чтобы Он все-таки послал им ребенка.

Однажды, в один из великих праздников, Иоаким пришел в храм, чтобы сделать Богу жертвоприношения. Но первосвященник отказал ему в этом, ибо тот , кто бездетен, недостоин приносить дары Богу, потому что в немилости у Всевышнего. Глубоко опечаленный, удалился старец Иоаким в пустыню и предался там глубокой молитве, прося Господа избавить его от поношения и дать ему дитя. Благочестивая Анна, узнав в это время о том, что случилось с ее мужем, тоже горячо молилась Богу, прося милости и прощения, И Господь, любя людей и помогая им, исполнил их усердную просьбу. Почти одновременно к Иоакиму и Анне явился Ангел и возвестил, что молитвы их услышаны, и что будет дарована им Дочь. При этом Вестник сказал: « Ею дастся спасение всему миру, и Она наречется Мариею». А имя это означало « возвышенная», « надежда». Вскоре предсказание сбылось, и у праведной четы родилась девочка, которую они назвали Марией. Рождение этого ребенка стало радостью не только для ее родителей, но и для всех людей на земле, потому что именно Она впоследствии должна была стать Матерью Спасителя нашего мира – Иисуса Христа.

 

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а празднует ли Православная церковь Рождество Пресвятой Богородицы?
Борцова Олеся: Да, конечно. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября как всемирный день радости. Ибо спустя несколько десятилетий после рождения Пресвятой Девы настал час, когда свершилось чудо спасения мира через Сына Божия, Иисуса Христа, Матерью Которого бала Дева Мария. А еще я составила таблицу праздников, используя православный календарь, посвященных Пресвятой Богородице. Вот эта таблица:

14 октября- ПОКРОВ;

4 декабря – ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ;

7 января – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВА;

15 февраля – СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ;

7 апреля – БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ;

 28 августа – УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ.

 

Учитель: После небольшого отступления давайте, ребята, вернемся к нашей основной теме урока. Назовите, пожалуйста, иконы Божией Матери – умиление.

 

Ученики: Донская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери.

 

Учитель: Назовите, пожалуйста, иконы Божией Матери – путеводительницы

 

Ученики: Появление икон связано с чудом, а чудо связано с историческими личностями и историческими событиями. Сейчас мы услышим подтверждающие факты и неопровержимые доказательства чудес, связанных с иконой Божией Матери. А поможет нам в этом группа « Историков».

 

Группа 2. « Историки».

Портянников Сергей: Наша группа побывала  в сельской библиотеке, но книг об иконах там не оказалось, а в журналах материала было слишком мало. Тогда библиотекарь, по нашей просьбе, сделала запрос в районную библиотеку. Когда книги поступили в нашу библиотеку, мы очень обрадовались, т. к. в них мы нашли богатейший материал. Мы сделали ксерокопии икон и выбрали весь материал, который нас заинтересовал. Вот что у нас получилось.

Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли русской. По преданию икону написал апостол и евангелист, а к нам она прибыла из Константинополя, ее прислал патриарх великому князю Юрию Долгорукому. Сын Юрия, князь Андрей, перенес столицу из Киева во Владимир и увез туда икону, где ее поместили в Успенский собор. В дни трагических событий, по молитвенному обращению людей, Пресвятая Богородица не раз спасала землю Русскую от нашествия врагов. В1521 г. произошло чудесное избавление Москвы от крымского хана Махмета-Гирея, который вторгся в московские земли. Более двух веков Россия находилась под татарским игом. Великий князь Иоанн  3 Васильевич и весь русский народ обратились к Небесной Покровительнице с молитвами. И Она не оставила землю Русскую, Москва была спасена. Татары были ослеплены видением чудесного войска вокруг города. Устрашенные огромным числом русских воинов, они бежали. « И возрадовались все люди радостью великою,- рассказывал летописец,- и возблагодарили православный народ Пресвятую Богородицу, свою Защитницу и Ходатаицу пред Господом».

Владимирская Божия Матерь помнит и Петра Великого, и Екатерину 2, и Павла 1, и Александра 2. В 1913 г. в Санкт-Петербурге был выстроен храм в честь Владимирской Божией Матери, а во время 1 мировой войны в этом храме по указу императрицы Александры Федоровны располагался лазарет для увечных больных.

 

Еремеев Евгений: Тихвинская икона Божией Матери. По  преданию, Тихвинская икона Божией Матери  была написана евангелистом Лукой. В 5 веке она была перенесена уз Иерусалима в Константинополь во Влахернский  храм. В 1383 г. святая икона чудесным образом появилась в небесном свете над Ладожским озером, на берегу реки Тихвины, недалеко от г. Тихвина. Первыми ее увидели рыбаки, удившие рыбу. Здесь был построен храм Успения Пресвятой Богородицы, в нем была помещена чудотворная икона. Сначала храм был деревянный. Он трижды сгорал, но икона оставалась невредимой, В 15 веке великий князь Василий Иоаннович повелел построить каменную церковь. При ее строительстве своды обвалились и погребли под собой 20 рабочих. Когда же разобрали камни, все 20 человек вышли целыми и невредимыми. Так Пресвятая Богородица спасла строителей церкви. Царь Иоанн Грозный построил вокруг храма монастырь. Много чудес явила Пресвятая Богородица через свою икону « Тихвинскую». В 1613 г. она оградила Тихвинскую обитель от нашествия шведов. Со всей Руси к иконе приезжают больные: слепые, хромые, глухие и покидали Тихвин исциленными.

 

Ефремов Руслан: Иверская икона Божией Матери- величайшая святыня Афона. В 9 веке она находилась у одной благочестивой вдовы. Тогда в тех местах распространилось иконоборчество. Один из воинов Пришедший в дом вдовы, ударил копьем икону. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный этим чудом, воин с раскаянием пал на колени, он оставил ересь и принял иночество. Чтобы спасти икону от поругания, женщина пустила ее в море. Спустя много лет эта икона явилась в « столпе огненном» на море близ Иверской обители, что на Афоне, где находится и ныне. Список с Иверской иконы делала сама грузинская царица Тамара, правившая в 1184 – 1207 гг. Точный список с иконы был привезен в Москву в 1648 г., и она стала на Руси одним из любимых изображений Пресвятой Богородицы. А в 17 веке произошла такая история. Монахи Корнилий и Никифор перевозили список из Афона в Валдай, у них не было денег, им во сне явилась Богородица и сказала, что путешествие закончится успешно, а утром они повстречали богатого грека Мануила Константиева, который заплатил пошлину лодочникам. Мануила хотели отблагодарить за оказанную помощь, но тот отказался, т.к. сделал это от чистого сердца и по доброте душевной. И Божия Матерь даровала ему успехи в торговле. В 1995 г., по просьбе Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, точную копию ( список) с Иверской иконы прислал настоятель Иверского монастыря.

 

Еремеев Евгений: Казанская икона Божией Матери – эта чудотворная икона была обретена в 1579 г. в г. Казани. После пожара Божия Матерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне и Сама указала место на пепелище. Многие люди, собравшиеся к месту обретения иконы. Чудесно сохранившейся в пламени пожара, стали свидетелями чудотворений, совершившихся от этого образа. Во всякую тяжкую годину эта икона была с православным народом.

Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский выдержали трехдневный пост, слезно молились перед Казанской иконой Божией матери. Князь Пожарский дал обет, что в случае победы, он выстроит на Красной Площади храм в честь Богородицы. Она его услышала и в 1636 г. Красную Площадь украсил Казанский собор, в который была перенесена чудотворная икона. В 1682 г. царь Петр 1 хотел освятить дворец и послал за епископом Митрофаном Воронежским, но тот трижды отказал царю, т.к. во дворце находились статуи языческих богов. Митрофан Воронежский освятил дворец Казанской  иконой Божией Матери лишь только тогда, когда все было выброшено.

В 1612 г. она освободила Москву от поляков. В 1709  Казанская Божия Матерь даровала победу в Полтавской  битве. В 1812 г. главнокомандующий М. Кутузов молился образу Богородицы, вверяя Пресвятой Деве Марии судьбу России. И снова Божья Матерь не оставила русские войска, которые одержали победы в Отечественной войне.

В начале Великой Отечественной войны патриарх Александр 3 обратился к народу, чтобы они молились Заступнице Усердной. Митрополит Илий Салиб, который жил в горах Ливанских, на три дня спустился в каменное подземелье, не ел, не пил, молился о спасении земли русской. Перед ним явилась Сама Пресвятая Богородица и сказала, что успеха в войне не будет до тех пор, пока закрыты двери храмов. Монастырей, духовных академий и семинарий. Ленинград не сдавать врагу, а обнести вокруг города крестным ходом Казанскую икону и отслужить молебны. По приказу самого Сталина так и было сделано. Голодный, измученный город был оставлен, Гитлер изменил свои планы. В 1947 г. Сталин пригласил митрополита Илия в Россию, вызвал владыку Алексия и подарил праведнику Илию список с Казанской Божией Матери, который украсили драгоценными камнями, еще был подарен крест и панагия.

 

Мирошников Иван: Феодоровская – Костромская икона Божией Матери – этот образ появился многими чудотворениями и благодатными исцелениями. В 1240 году Александр Невский женился на полоцкой княжне Брячиславе, не прошло и года после свадьбы, как ему пришлось покинуть свою жену, т.к. он ушел защищать земли русские. Молодая жена впервые осталась одна. Когда Александр Невский вернулся с войны, княжна Дрячислава вручила ему образ Феодоровской Богородицы. Уникальность этой иконы в том, что она двухсторонняя. На обратной стороне ее написан образ великомученицы Параскевы Пятницы. Предполагается, что образ великомученицы заказала написать княжна. С тех пор образ Божией Матери был всегда при  Александре Невском, помогая ему в сражениях на Чудском озере, при освобождении Пскова. В любой битве князь мог получить смертельное ранение, поэтому Параскева Пятница была ему зашитой и хранительницей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

В 1263 г. икона явилась костромскому князю Василию Ярославичу. Святыню поместили в главном храме Костромы – церкви св. великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя города. Произошло это не случайно: многие видели, как Святой ходил по улицам. Держа в руках эту икону. Чудотворный образ прославился исцелениями, она помогает людям в разных обстоятельствах. Храм Феодора Стратилата дважды горел, После первого пожара икону нашла невредимой на неостывшем пепелище. Во время второго пожара она поднялась над охваченной пламенем церковью  и по горячей молитве христиан тихо опустилась на землю. Она и позже сохранялась во время пожаров, опустошавших  Кострому. Особенно знаменательное чудо от иконы совершилось в 1272 г. , когда костромские ратники во главе с князем Василием, обороняя город от набегов татар, взяли этот образ с собой на битву при Святом озере. От образа стали исходить лучи, ослепляющие врагов, и татары были разгромлены.

В 1613 г. в Костроме юный Михаил Феодорович Романов был благословлен ее на царство. Так было положено начало Царственной династии Дома Романовых, и Феодоровский образ Божией матери стал родовой святыней Царствующего Дома.

Теперь святыня находится в Богоявленско- Анастасиином соборе одноименного женского монастыря.

 

Дородникова Оксана: Корсунская икона Божией Матери известна еще в Древней Руси. Она относится к числу семидесяти образов, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Подлинник этой иконы хранится в Ефесе. В 988 г. список с Корсунского образа был привезен св. князем Владимиром в Киев, затем  икона бала доставлена в Новгород, а оттуда в Москву, в Успенский Собор Кремля. Другой список  иконы был принесен святой Ефросиньей, княжной Полоцкой в 1239 г., когда она выходила замуж за святого князя Александра Невского. Ефросинья увезла икону в город Торопец.

В начале  19 века икона появилась в Придонье. Этим образом митрополит Московский благословил воронежского помещика майора Алексея Федоровича Вишневского. На 54 году жизни, 2 марта 1826 г , майор умер, а образ доставлен его родственникам в город Усмань ( по свидетельству помещицы Софии Васильевны Секириной ).

В 1853 г. на 3 недели Великого Поста воронежской мещанке Мавре Саввичне Бурлюковой было ведение, чтоб ее дочь Анисия обратилась с молитвой к Корсунской иконе Божией Матери, т.к. много лет страдала от различных недугов. Но в Усманьском соборе никто не видел этой иконы, лишь после усиленных поисков икона была обнаружена на окне. По просьбе Мавры настоятель собора, протоирей Василий Никольский, позволил увезти икону в Воронежс тем, чтобы ее украсили серебряной ризой и киотом. Анисья  была исцелена, прежде рождавшая мертвых детей, родила дочку, которую назвала Ефросиньей. В 1885 г. икона была возвращена, весть о целебных свойствах Корсунской иконы Божией Матери облетела все округи. С 1868 г. было принято решение ходить с чудотворной иконой по домам граждан.

В 1875 г. нечестивый крестьянин Сопожковского уезда Рязанской губернии хотел похитить икону, но утром, когда в храм пришли прихожане и служители Божии, его обнаружили под престолом, по его словам , его охватил страх, так Сама Царица Небес спасла свой образ.

В 1878 г. во время крестного хода, Корсунская икона Божией Матери, которая возглавляла процессию, встретила полк Александра Васильевича Суворова. Полк возвращался с поля боя. Тамбовский епископ вручил Суворову список с образа, Александр Васильевич принял драгоценный подарок, а полковой священник обнес его по всему строю воинов.

В 1871 г. Тамбов и Борисоглебск посетила холера, узнав об этом , усманцы усилили молитвы перед чудотворным Корсунским образом. В Усмани умерло от эпидемии всего несколько человек, в то время, когда в соседних районах хворь унесла многие сотни жизни. По благословению епископов Тамбова и Воронежа, сей Благодатный образ Пресвятой Богородицы переносили из села в село.

В 1884 г. было освящение золотой ризы, нового киота и балдахина, сооруженных для Корсунской иконы, в котором участвовало 13 священников и свыше 5000  богомольцев. Все, кто мог пожертвовать образу, не считались с расходами на украшение чудотворного образа. Общая стоимость пожертвования  составило 5367 руб.

Пережив лихолетье богоборческой власти, Корсунская Икона Божией матери в Усманском храме сохранилась целой и невредимой до наших дней. По- прежнему проистекают от святыни чудеса исцеления болящих и другие свойства милости Божией даются каждому по вере его.

 

 

Учитель: Продолжит свою исследовательскую работу группа « Литературоведы».

 

Группа 3. « Литературоведы».

Дородникова Оксана:  Наше задание заключалось в том, чтобы собрать материал о писателях и поэтах, в творчестве которых упоминалась бы икона Божией Матери. Мы посетили школьную библиотеку. Практически все писатели и поэты в своих произведениях упоминают Божию Матерь. Икона Богородицы имела огромное значение  не только в жизни, но и в творчестве великих творцов. А начать свой отчет нам хочется с поэта золотого века А. С. Пушкина.

В простом углу моем,

Средь медленных трудов,

Одной картиной я желая быть

Вечный зритель

Одной, чтоб на меня

С холста как с облаков

Пречистая и наш

Божественный спаситель!

Она с величием!

Он с разумом в очах

Взирали кроткие

Во Славе и лучах.

Олеся  Борцова рассазывала о праздниках, посвященных Пресвятой Богородицы, называя Успение и Благовещение. Так у Александра Блока есть стихи, которые так и называются: « Благовещение» и « Успение».

Еще мы встречаемся с образом Девы Марии в творчестве С. Есенина ( ст. «Молитва матери», « Иисус – младенец»), М.Ю. Лермонтова ( « Молитва»), Н.А. Некрасова ( поэма « Русские женщины»).

Мы вспомнили, что Н.В. Гоголь – это гений, который не имел аналогий. Он первым обратился к украинскому быту, жизни, преданиям. Мы вновь перечитали его произведения и отметили, что икона Божией Матери является неотъемлемой частью его произведений. Например: в повести « Тарас Бульба» описывается горница, где среди всяческой утвари, добытой в походах, находится икона без всякого убранства. Перед походом в Сечь Тарас Бульба просит свою жену благословить детей. ( зачитывается текст)

В повести «Страшная месть» гости есаула Горобца ожидали увидеть на свадьбе его сына отца невесты. Именно иконы снимают с колдуна ( отца Екатерины) истинное обличье. Вот, как это происходит. (зачитывает эпизод).

 Вакула из повести « Ночь перед Рождеством» просит, прощаясь с парубками и Оксаной, поставить свечку к иконам Чудотворца и Божией матери. ( зачитывается текст)

 

Лесникова Ирина: Легенда В. Серебрякова « Жница»

 

Бедная женщина хлеб убирала

На полосе в знойный день.

Остановилась, вздохнула устало:

«Хоть бы какая-то тень

пала на землю от маленькой тучи…

Сердце тревоги полно-

Выгорит все от жары неминучей,

Вытечет на земь зерно».

Женщина молится, женщина трудится

« День бы иметь про запас

Что же мне делать, Матерь Заступница,

Завтра же Яблочный Спас?

В церковь хотела пойти помолиться,

Детям плоды освятить…

В праздник теперь мне придется трудиться,

Жатву нельзя отложить».

Машет серпом. « Может, все же успею…»

Огненный стынет закат.

Слышится: жнет кто-то следом за нею,

Только колосья шуршат.

Ей бы взглянуть – да никак…Торопливо

Сделав последний свой срез,

Жница застыла. На скошенной ниве

С нею Царица Небес.

-         Бог меня выслал тебе на подмогу,

Радуйся, добрая мать,

Завтра уже не работай, а Богу

День постарайся отдать!

Жатвы окончено трудное дело.

Жница поблагодарить

Искренне Деву Марию хотела, да не смогла говорить-

Будто свело уста, кончились силы…

На облаков пьедестал

Серп Богородица свой положила-

Месяцем он заблистал.

И растворилась в луче серебристом.

В сумерках виделся свет.

Долго еще с полосы своей чистой

Жница смотрела Ей вслед.

 

Завьялова Кристина: Афанасий Фет « Ночь тиха..»

 

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат;

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних

Вот пропели петухи,

А за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик…

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

 

Учитель: А завершают наш исследовательский проект  « Статисты».

 

Группа 4. « Статисты»:

Завьялова Кристина: Мы -  статисты. Работа наша заключалась в том, чтобы побеседовать с жителями села и выяснить, какая же икона Божией Матери самая почитаемая. Сначала мы думали, что это сделать будет легко и просто, но мы ошиблись. Трудности заключались в том, что не все знают название иконы Божией Матери, и нам приходилось объяснять им все, что мы узнали на уроках народоведения.

Свой отчет мы хотим начать с предыстории. Наш поселок старинный, в нем когда-то проживали немцы, но во время войны их эвакуировали в Сибирь. С того самого момента в поселок стали съезжаться люди из разных деревень, городов и областей со своими традициями и устоями, но вера у них была одна – христианская

 В поселке в 292 дворах проживает 778 человек. Всего 6 улиц, которые мы разделили между собой. Составили вопросы, на  которые получили ответы, данные обработали.

Нами было опрошено                  человек, проживающих в                       семьях.

Самая почитаемая икона Божией Матери – Казанская. В поселке их                  штук.

                                            Владимирская икона Божией Матери –                       штук.

                                            Тихвинская икона Божией Матери -                             штук.

Практически в каждом доме есть иконы Николая Чудотворца, именные иконы, т.е. святых чье имя носят православные христиане.

В основном иконы покупались, лишь некоторые дарились.

По наследству было передано                                штук.

Благословляющих  икон Божией Матери              штук.

 

Учитель: Ну, вот и все, наш исследовательский проект завершен. Мне хочется сказать вам, что и сейчас чудотворные иконы Божией Матери ограждают русскую землю. Тихвинская Божия Матерь хранит и благословляет северные пределы, Иверская Богоматерь – нижние пределы, на востоке сияет лучами благодати Казанская Богородица, Почаевская и Смоленская ограждают землю русскую с запада, а в центре сияет образ Божией матери Владимирской.

Спасибо всем  за проделанную работу, но я надеюсь, что на достигнутом мы не остановимся, а проведем исследовательскую работу на тему: « Таинства и обряды Православной церкви».

 

 

Используемая литература: 1 ж. « Очаг»  5-6,  1993 г.

                                                  2. ж. « А почему?»  2-6, 1994 г.; 3-5, 1997 г.; 4 –1993 г.

                                                  3. ж. « Снами Бог»   3 –5, 1993 г.

                                                  4.ж. « Епархиальный вестник»  1, 1993 г.; 12, 1992 г.

                                                  5. ж. « Молодежь и православие»  1, 2002 г.

                                                  6. Азы православия.

                                                  7. Свет иконы.

                                                  8. Азы древнерусской иконописи.

                                                  9. Ф. Буслаев « О русской иконе».

                                                 10. В. Лепахин « Икона в русской художественной 

                                                       литературе».                                             

 

 

 

         

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz